Тюнинг приборной панели своими руками

Если вы — счастливый владелец «ВАЗ»’а, то наверняка уже задумывались о том, как надоел стандартный цвет подсветки приборной панели. Ну, вспомните сами — зрелище не для эстетов. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как изменить подсветку любимой «торпеды» при помощи светодиодов.

Итак, берем в руки отвертку и начинаем доставать из «торпеды» кнопки. После этого выламываем светофильтры и меняем лампочки на светодиоды нужного цвета. Собираем, вставляя все кнопки назад, и наслаждаемся полученным результатом.

Но в эту картину не вписывается одна деталь, а именно — сама приборная панель: она осталась прежней. Если нас это не устраивает (а так оно и есть), мы снимаем пластмассовый кожух, откручиваем винты крепления и отсоединяем провода. Теперь мы можем внести в приборную панель необходимые изменения.

Вариант «для ленивых»

Самая популярная проблема при замене лампочек на диоды в приборной панели — то, что свет расходится «пятнами». А это сильно бросается в глаза, да и выглядит, мягко говоря, не очень красиво.

Дело тут вот в чем. Обычный светодиод устроен так, что поток света, который он излучает, имеет узкую диаграмму направленности. Другими словами, если в темноте вы будете светить на стену, то увидите кружок света. Его площадь — это и есть пресловутая диаграмма. Если она узкая, то в том случае, если в приборной панели диоды располагаются на большом расстоянии один от другого, образуются зоны, где эти «круги» света не пересекаются.

Существуют SMD-светодиоды, у которых отсутствует корпус, фокусирующий свет, поэтому у них — широкая диаграмма направленности. Для иллюстрации этого положения вернемся к нашей стене. Если мы посветим на нее с такого же расстояния, как и в первый раз, но уже — SMD-светодиодом, то освещаемая площадь будет гораздо больше; кроме того, у нее не будет четких границ.

Таким образом, с помощью SMD-светодиодов можно добиться относительно равномерной подсветки приборной панели. Этот вариант хорош тем, что он не особенно трудоемок.

Но у него есть и свои недостатки, к которым относятся, во-первых, недостаточно равномерный свет при установке лампочек в «штатные» места, а во-вторых, отсутствие возможности изменить цвет подсветки. К примеру, если в приборной панели «ВАЗ-2112» установить белые светодиоды, то цвет подсветки сменится с зеленого на изумрудный — но и только.

Приборная доска «с нуля», или полная модернизация приборной панели

Для более изощренного автолюбителя есть другой вариант тюнинга подсветки: разобрать приборную панель и перебрать ее по своему вкусу, другими словами — сделать все самому.

В последнее время стало популярным плавное включение подсветки панели приборов, а то — и всего света в машине.

Так или иначе, чтобы провести полную модернизацию приборной панели, ее нужно полностью разобрать. При этом особенно аккуратно нужно снимать стрелки, выкручивая их — против или по часовой стрелке — неважно — и слегка потягивая на себя. Надеваются они точно так же.

Далее вынимаем световод и открепляем от него трафарет, на котором нарисованы все шкалы. Для начала сотрем напыление светофильтра, что позволит сделать цвет подсветки таким, как вам хочется, после чего вносим необходимые модификации в саму подсветку приборной панели. В рамках этого можно просто заменить лампочки SMD-светодиодами, если вас устраивает то, как будет выглядеть подсветка, а можно использовать один из наиболее популярных и эффективных вариантов — диодную ленту, которая приклеивается за всеми шкалами. В этом случае специфика подсветки будет зависеть исключительно от вашей фантазии.

Здесь имеют место два варианта схемы. Первый представляет собой плавное включение и плавное же выключение подсветки (см. схему, исключая участок АБ и диод VD1). Во втором варианте подсветка стрелок включается сразу, а после плавно начинает светиться все остальное, тогда как при выключении сначала гаснут стрелки, а уже потом — остальные части приборов (см. всю схему).

На самом деле, все довольно просто, и для того, чтобы собрать такую схему, хватит минимальных знаний электроники и «дружбы» с паяльником.

Необходимые детали можно купить практически в любом магазине радиоэлементов. Итак, нам понадобятся: 2 резистора, 1 конденсатор, 1 транзистор средней мощности (можно использовать p-n-p или n-p-n, но во втором случае нужно будет ставить его эмиттером на корпус, а коллектором — на светодиоды), 1 обычный диод и необходимое количество светодиодов для подсветки.

Итак, элементы у нас есть, осталось придумать, на чем можно спаять схему. Самый простой способ — закрепить на куске пластмассы или картона, проделав в нем сквозные отверстия, вставив в них элементы и спаяв с обратной стороны проводами. Есть и еще один способ: купить в радиомагазине или найти пустую макетную плату и спаять схему на ней. Ну, и третий вариант, рассчитанный на настоящих Кулибиных, — можно вытравить плату самому.

После того, как схема собрана, ее можно протестировать дома. И не надо тащить домой аккумулятор, просто соедините последовательно 3 батарейки: «Крону» на 9 В и две пальчиковые на 1,5 В.

Все работает?.. Отлично!

Остается самое интересное: собрать, подключить схему к подсветке и закрепить за приборной панелью. Если вам по душе плавное включение общей подсветки, то подключать схему нужно в разрыв питания.

Важные мелочи

А теперь — немного интересных нюансов.

Так, конденсаторы в условиях холода уменьшают свою емкость, что не может не сказаться на их работе в зимний период. Так что если у вас неважный конденсатор, то в холодное время схема может начинать загораться и гаснуть быстрее. Поэтому перед установкой найдите описание того, с какой потерей емкости элемента вам придется столкнуться при низких температурах. Впрочем, все это относится лишь к плохим конденсаторам — нормальному никакие холода нипочем.

Время задержки включения подсветки регулируется RC-цепочкой (R1 и С) (t (мс)=R (Ом)xC (Ф)), тогда как время потухания зависит исключительно от емкости конденсатора.

Если светодиотды рассчитаны на 3 В, то собирайте их в цепочки по 3, а впоследствии подключайте все параллельно, как показано на схеме (см.).

В том случае, если на подсветке 20 диодов, или добавьте один для кратности трем, или припаяйте на место отсутствующего еще одно сопротивление. Но второй вариант — это уже для тех, кто неплохо разбирается в электронике.

Если вы имеете дело со светодиодами на 12 В, их все нужно подключать параллельно.

Павел Смирнов, г. Жуковский, Московская Область

ris 1
ris 2
ris 3
ris 4
ris 5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)